Вітаємо! Для доступу до всіх сервісів, будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.





Поділитися:
Форум Помещик.com » Жіночий розділ Флуд дозволено » Стaтья: Кто у Вас растёт?

 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 
Автор

Стaтья: Кто у Вас растёт?


Zoja


Дописів: 6
Анкета
Лист
Важливо

Мы все единодушно желаем нашим детям найти себя в мире, быть счастливыми.
Профессиональная состоятельность, включающая в себя гармоничное соответствие внутреннему «я» + востребованность на рынке труда – одна из самых важнейших задач на этом пути.
Несмотря на массу литературы, посвящённую данной тематике, даже самым чутким и доброжелательным родителям часто не удаётся избежать затруднений и ошибок в определении адекватной позиции по отношению к развитию и самоопределению ребёнка.
Одни слепо и упорно реализуют собственные несбывшиеся мечты и амбиции (и столь же слепо не отдают себе в этом отчёта), другие – вовсе не предпринимают в данном направлении никаких усилий, занимая сторонне-наблюдательную позицию «само как-нибудь сформируется».

Между тем, от нас, родителей, может и должно зависеть очень многое.
Помощь, оказанная на разных этапах становления личности, востребована и необходима.
Что же мы можем, осторожно балансируя между Сциллой «не навреди» и Харибдой «не пропусти»?
Мои выводы и советы, разумеется, не охватят весь спектр этой сложной задачи, я очерчу лишь своё общее видение схемы влияния на процесс, включающий в себя 3 основных блока.

Итак, первый большой блок.
Наблюдение.

Это непрерывный процесс, который потребует Вашего внимания и некоторых первичных знаний.

1. Логика/образ
Программная, полюсная ориентация мышления, которая рано или поздно заявит о себе со всей чёткостью. Надобно заметить, что «середина» встречается не часто. И, честно говоря, не является хорошим знаком (чаще всего – сырое развитие и того, и другого либо влияние крайностей воспитания – перегруженность занятиями, например).
В большинстве случаев такой вердикт свидетельствует о недостаточно вдумчивом родительском отношении. Кому-то кажется, что это так круто – столь разносторонне развитый ребёнок, у которого всё на 5 баллов – и логическая и образная составляющая.
Суть в том, что в нас всех изначально заложены разные способности двух полушариев мозга. Игнорировать их различия, пытаться «уравнивать» – значит мешать ребёнку выбрать органично приоритетное для него самого направление деятельности и развития.
Имейте в виду, что склонность к языкам, их «схватывание» на лету свидетельствует вовсе не о гуманитарном складе – это чисто логическая компонента!
Также я не рекомендовала бы с ходу зачислять в гуманитарии ребёнка, с лёгкостью пишущего стихи или прозу. Необходимо уметь анализировать структуру текста, разграничивать по особым признакам руку логиков и гуманитариев. Задача сложная, чаще всего не пригодная к практическому использованию не специалистами.
Определиться советую к 10-12 годам.
Не следует опрометчиво пытаться форсировать этот процесс, если нет ярко выраженного предпочтения уже в раннем возрасте. Современная система образования навязчиво «подталкивает» нас к этому, вводя различного рода специализации уже для 6-леток.
Не опережайте события, Вам же не нужно, чтобы ребёнок, вымучивая математический лицей, к самому завершению заявил вдруг решительно, что точные науки – не его стихия. Не начал бы путь почти с нуля в другом направлении…

2. Быстро/медленно
Пожалуй, склонность, ранее всего пригодная к определению.
Уже к 3-4 годам ребёнка любой родитель может с уверенностью сказать, какого типа у него мышление: основательное, инерционное (медленное) или спринтерское, векторное (быстрое).
Вот Вы собираетесь на прогулку и даёте игровое задание: одеться за 5 минут.
Если дитё с горящими глазами и явным удовольствием прыгает, пытаясь на ходу попасть в штаны и азартно посматривает на стрелку, торопясь выкрикнуть: «я готов!», перед Вами – явный спринтер.
В будущем не ориентируйте его на деятельность, связанную с кропотливой, тщательной проработкой деталей: бухгалтерия, аудит, написание программ, редактирование, логопедия, настройка музыкальных инструментов…
Если же Ваш ребёнок явно стрессирован подобной «игрой» и в замешательстве «застревает» на своих шнурках, которые ему надо завязать непременно тщательно… Значит, ему не подойдёт деятельность, требующая принятия быстрых, точных решений в ежеминутно меняющихся обстоятельствах.
Фондовая биржа, педагогика, рекрутинг, автоинструктаж…

3. Синтез/анализ
Трудно выявляемый приоритет мышления. Тем не менее, однозначно присутствующий. Надо постараться – годам к 8-10 у Вас должно быть чёткое представление, к какому направлению склонен Ваш ребёнок.
Хороший материал дают беседы о прочитанных книгах.
Ребёнок с синтезным мышлением задаёт стратегические, обобщающие вопросы, пересказывает в событийном разрезе, интересуется возможным продолжением (предысторией) сказки, даёт цельные замечания о явлениях/процессах.
Кирилл, 6 лет:
- Почему же всё-таки царевна-лягушка не захотела сразу остаться с царевичем? Не надо было бы её от Кащея спасать.
Ребёнок-аналитик старается тщательно разложить каждую сюжетную ситуацию, заостряет внимание на деталях, может выявлять их нестыковку с текущим моментом.
Оля, 4 года:
- У Марии-красы-длинной косы не только коса красивая должна быть! Глазки, ушки и… сарафан тоже.

Об особом даре – и особая речь. Талант называется.
Что бы ни говорили, а есть такая штука, есть. Божья отметка. Пропустить её, конечно, нельзя.
Понятно, что все дети очаровательно рисуют, поют, танцуют и играют в любительских спектаклях. У большинства способности так и остаются в рамках способностей.
Загнать настоящий талант сложно. Он прорастает упорно, как цветы сквозь асфальт. Но некоторые родители умудряются)))
Особенно если свято уверены, что «малевать картинки», например, не есть профессия. И старательно «бьют по рукам» ребёнка, тянущегося к краскам в любую свободную минуту. Потому что «надо» - на музыку, на самбо, на дополнительные занятия по физике… Грустно, правда?

Впрочем, гораздо чаще встречается обратная ситуация.
Когда явных предпочтений нет. Вернее, они скрыты от родительского ока.
Выход – лишь один.

И это второй блок.
Предложение.

Предлагать шаг за шагом варианты в триедином синлексе «навыки – физическое развитие – творчество» необходимо терпеливо и перманентно, не останавливаясь.
Для этого у нас есть вполне достаточно времени.
Разумеется, не увлекаясь чрезмерно, избегая перегрузок.
Разумеется, ненавязчиво, сохраняя игровой азарт и прелесть новизны.
Разумеется, продолжая наблюдать: где «загорится» желанный огонёк, где отзовётся и продолжится благодарным развитием.
И – разумеется – интуитивно нащупывая ту полосу, до которой ещё – интерес не выявлен, а после которой – пережато.
Да, сложно, понимаю. И всё настолько индивидуально, что давать рекомендации в алгоритмах невозможно. Любить, предлагать, наблюдать и чутко реагировать – вот и все инструменты, которые нам даны.
Отнестись к постоянному процессу предложений в любом случае следует как к игре.
Причём принимать даже те варианты, которые изначально Вам не по душе.
Если в них заинтересован ребёнок. Поверьте, всё не так уж определённо.
Если девочка ходит в модельную школу, не надо хвататься за голову: «Ужас, ужас, модельный бизнес так грязен и ненадёжен». Спокойно. До «бизнес-уровня» ещё далеко, и не факт, что это действительно есть цель и стремление Вашей юной красавицы.

Привожу здесь лишь два примера для размышления.

Мой бывший муж Андрей получил среднее музыкальное образование благодаря маме. В детстве он ненавидел сами эти слова – всякие «гаммы» и «сольфеджио». Сбегал с уроков, всячески ловчил и однажды даже поджёг фортепиано…
Спустя много лет, будучи взрослым, он сказал спасибо маме, которая несгибаемо довела сына до окончания этого непростого обучения.
Нет, он не стал музыкантом. И его профессия имеет весьма отдалённое отношение к миру искусства. Но Андрей утверждает, что развитие в основных, важных для человека, областях, к которым, несомненно, относится музыка, улучшает самоё качество жизни, раздвигает рамки личностных возможностей и восприятия.
Мне было трудно не порадоваться за такое мудрое осознание.
Однако, я – лично я – отступилась бы на месте его мамы от задуманного 10 раз…


Второй пример – из моей детской жизни.
Сколько помню себя, всегда танцевала.
Даже в долгой дороге на тренировку по фигурному катанию – слышала внутри музыку и танцевала, танцевала…
Во время перерывов в тренировке – выписывала на льду танцевальные фигуры…
Танцевала на уроках, засыпая и уж тем более – когда оставалась одна, а рядом – любимые пластинки, часами… все мои носки и колготки были стёрты на подошвах…
Однажды я попала в танцевальный класс – светлый, просторный, с зеркалами во всю стену. Летала, кружилась, захлёбываясь в совершенно полном восторге от этой свободы – танцевать так легко, не ограничиваясь тесными стенами комнаты.
В 8 лет мама отдала меня в хореографическое училище. Приняли меня сразу же, хотя конкурс был огромный. Выворотность, тонкокостность, балетные гибкие руки и ноги и огромное, страстнее желание танцевать. Началась жизнь, отрезанная от всего мира.
Было холодно, голодно и страшно. А ещё – больно. На третьем месяце растяжки превратились в пытки. По ночам, бывало, тайком ели принесённое в строжайшей тайне печенье, а утром стояли коленями на рассыпанной соли в мёрзлой бутафорской.
Через несколько месяцев, забрать на новогодние каникулы, приехала мама.
Лишь увидев её в большом холле – такую родную, почти забытую, ласковую мою маму, я с рыданиями бросилась ей на шею: «Мамочка, забери меня отсюда!».
Мама растерялась: «Но… ведь ты так хотела танцевать…».
«Нет, нет, забери, я не могу больше, я хочу домой», - твердила я, размазывая по лицу слёзы.
Мама забрала документы тотчас же.
А зря))
Тяжелее бы уже не было. Минуты слабости можно было пережить и перетерпеть всё.
Моя мечта – так и осталась мечтой. Больше серьёзно, профессионально с хореографией меня уже не свела судьба. Танцую в каждый свободный момент, конечно. И до сих пор создаю в своём воображении танцевальные номера для воображаемой труппы, когда слышу музыку. Замираю, глядя на крепкие быстрые лодыжки танцовщиц «River-Dance». Я всегда – там, с ними, подвластная стихии танца.


Вот и пойми, где он – предел, до которого стоит идти…

Третий блок.
Развитие компетенций.

Не следует забывать: в каком бы виде деятельности не реализовал себя ребёнок, существуют компетенции, овладение которыми является своего рода обязательной программой.
Уже канули в Лету времена, когда английский изучали с целью стать переводчиком, а компьютер – дабы состояться как программист.
Наверное, никому не надо больше объяснять необходимость того минимума компетенций, которые к 15-16 годам, что называется, must be.
- Иностранный язык (лучше – 2 языка, да, теперь уже так).
- Компьютер на уровне, называемом на рынке труда «уверенный пользователь». Чтобы человек не взывал к сисадмину всякий раз, когда у него «что-то пикнуло и выскочила вот такая табличка, чё делать, а?».
- Освоенная графическая программа - хотя бы одна.
- Основы права.
- Экономическая грамотность.
- Языковая (речевая, письменная и ораторская) грамотность. Не следует недооценивать, это – важно. Ни в одной проф.сфере с серьёзными перспективами даже рассматривать не будут кандидатуру человека, явившегося «собеседоваться» и пишущего в резюме «об моём опыте работы».
- Навык системной обработки информации. В школе не учат.

В конечном итоге, на этапе формирования профессионального самоопределения, Ваша помощь может оказаться очень и очень важной. Особенно в нередкой сегодня ситуации растерянности старшеклассников перед вариативностью предложений. Которые надо не только учесть, но и оценить адекватность их подачи, уровень информационного искажения.
С учётом вышеизложенного, необходимо будет выбрать несколько направлений и предложить перспективные профессиональные формы приложения усилий и дальнейшего обучения.

* Текст оригинальный, не использованы материалы каких-либо статей.

Рейтинг: 0.1, Голосів: 5.
Оцініть статтю:   10 - найвищій бал

3 відвідувача подякували Zoja за цей допис
 
24 Сер 2009 10:25
 Відповісти   Редагувати   Подякувати   Заперечити   Ігнорувати автора   Поскаржитися   Посилання 
Зараз у темі:
 Відповісти   Сторити тему   Створити статтю   Створити опитування   Підписатися   Друкувати 

Форум Помещик.com » Жіночий розділ Флуд дозволено » Стaтья: Кто у Вас растёт?

Форма для швидкої відповіді


  Повна форма для відповіді »
Час на форумі: 13 Чер 2024 16:55




© 2009-2024 Віталій і Валерія Воробйови. Адміністратор